«Пока не горит, но искры уже есть» — подобными словами можно описать ситуацию из данного кейса. Да, встретить ИТ-инфраструктуру, не имеющую проблем, практически невозможно, однако существуют моменты, которым следует уделять особое внимание. В этой статье мы опишем, как выявили целое «комбо» из таких уязвимостей.
Почему клиенту понадобилась оценка информационной инфраструктуры?
Компания-заказчик — строительная организация, в офисе которой трудятся около 60 человек. Все рабочие места расположены в одном здании. Для решения технических задач имеется небольшой ИТ-отдел: руководитель и два системных администратора. Кажется, что этого должно быть достаточно, чтобы система работала как швейцарские часы? Хотелось бы, но нет.
Почему сил трех ИТ-специалистов может не хватить на обслуживание всей ИТ-инфраструктуры? На этот вопрос могут быть различные ответы. Возможно, сотрудники обладают лишь общими знаниями в информационных технологиях. Возможно, решающую роль играет человеческий фактор. Возможно, количество ИТ-задач превышает возможности отдела и ресурса хватает лишь на выполнение текущих заявок, а на проверку состояния ИТ-систем и поиск уязвимостей времени нет.
Периодические ошибки и сбои сервисов, на которые жаловались пользователи, стали триггером к проведению ИТ-аудита. Отметим правильное решение руководства компании — обращение к внешнему подрядчику для реализации исследования ИТ-инфраструктуры.
Задача: провести оценку информационной инфраструктуры строительной организации.
Реализация аудита
Исследование проводилось в удаленном режиме. Клиент предоставил доступы к системе, после чего наши инженеры приступили к работе.
Из чего состоит ИТ-инфраструктура клиента:
- 5 физических и 16 виртуальных серверов (из них 3 выключены, 1 в облаке);
- Платформа виртуализации: Hyper-V;
- Основные сервисы: AD, PS, Терминальный сервер, SQL сервера, FS, почта, 1С;
- Сетевое архитектура на базе оборудования MikroTik.
Основными сервисами для бизнеса являются:
- Учетная система 1С (трехзвенная схема, клиентская и серверная части приложения на терминале);
- ADDS (централизованная служба каталогов Microsoft);
- Файловый сервер;
- Сервер печати;
- Почтовый сервер;
- Сервер Битрикс24.
Особо критическая проблема была замечена сразу — система хранения данных на грани краха. Жесткие диски в красной зоне — ресурс практически исчерпан, многочисленные ошибки. А что насчет бэкапов? Их просто не было. Последний бэкап файлового сервера в 2020 году! Ситуация опасная.
На этом моменте выполнение аудита было приостановлено, и мы сообщили клиенту о необходимости срочного создания резервных копий данных. Для этого мы приехали на территорию компании со своим оборудованием, развернули систему хранения данных (СХД) и создали необходимые резервные копии. Можно выдохнуть — пожара не случилось, клиент защищен от потери корпоративной информации и цифровых активов.
После того, как сохранность данных была гарантирована, инженеры продолжили исследование. Критики оказалось очень много. В целом система нуждалась в серьезной реконфигурации.
Найденные опасные проблемы:
- 1Отсутствие защиты на уровне сетевой архитектуры;
- 2Сильно устаревшее оборудование, а серверы созданы на базе обычных ПК;
- 3Как уже говорилось ранее — отсутствие системы резервного копирования;
- 4Некорректная настройка Active Directory, пароли доступны всем пользователям;
- 5Ресурсы сервера используются на пределе — занято 98% ОЗУ;
- 6Сильно устаревшее ПО.
Отметим, что подобный список проблем присутствует во многих ИТ-инфраструктурах. При этом руководители компаний чаще всего не в курсе их наличия. Чтобы своевременно отреагировать и обезопасить свой бизнес от внезапной остановки и потери данных, необходимо ежегодно проводить внешний ИТ-аудит
Сроки выполнения аудита
Изначально речь шла об экспресс-аудите, который наши инженеры могут провести буквально за день-два, однако в текущей системе оказалось так много проблемных мест, что анализ информационной инфраструктуры затянулся на неделю. В этот срок включено и создание системы резервного копирования на территории заказчика.
Результаты
- 1Проведено исследование, по результатам которого составлена подробная отчетная документация;
- 2В ходе проверки, на территории клиента развернута система хранения данных и настроено создание бэкапов;
- 3Для клиента подготовлен проект по реконфигурации ИТ-инфраструктуры;
- 4Заказчик согласовал проведение работ по модернизации IT-системы компании.