С 1 сентября 2023 года 1С-Битрикс прекратил предоставление услуги по переносу облачных порталов Bitrix24 в коробочные версии. Теперь миграция из облака в коробку возможна только с привлечением к работе сторонних разработчиков или с использованием выгрузки/загрузки через Excel.
Наличие корпоративного портала в компании на сегодня не просто потребность, а необходимость, которую диктует современный рынок. Цели, которые решает в компании корпоративный портал могут быть разные: от единого пространства, отражающего жизнь организации, до ведения проектов и CRM.
«Облако» vs. «коробка»
Портал Битрикс24 имеет две версии: облачную и коробочную. Облачный вариант чаще всего является началом знакомства с системой, а коробочный продукт — его логичным продолжением, поскольку обладает целым рядом преимуществ. Несомненно, выбор версии напрямую зависит от целей и результатов, которые стремиться достигнуть организация.
Распространенные причины перехода Битрикс24 из «облака» в «коробку»:- Доработка, адаптация под конкретную специфику организации — изменение логики заложенных в систему процессов и модулей или просто кастомизация интерфейсов;
- Желание бизнеса: организовать на базе одного продукта единое решение «Интернет-магазин + CRM»;
- Регламентированные требования по хранению данных на внутренних серверах компании;
- Нехватка типового функционала облачной версии и невозможность реализовать нужные задачи с помощью создания приложений к облачному порталу;
- Необходимость сложной интеграции с другими программными продуктами, используемым в компании;
- Необходимость сложной настройки ролей и прав пользователей портала.
Но при переходе необходимо учитывать некоторые моменты:
- Появляется необходимость администрировать портал — необходим собственный штатный специалист или помощь сертифицированной компании-партнера Битрикс24;
- Обратный переход от «коробки» к облачной версии практически невозможен — есть риск потери данных;
- Новые функции зачастую появляются в коробочной версии с небольшим запозданием;
Процедура переноса Битрикс24 в «коробку» делится на несколько этапов:
I. Подготовка
- Аудит действующей облачной версии, объема данных и анализ функций реализованных на портале. Это даст понимание ситуации и поможет сформулировать требования к коробочной версии;
- Ключевой момент — составление четкого технического задания, от которого будем отталкиваться далее в работе;
- Выбор места размещения портала — собственный сервер или специализированный хостинг — заточенный именно под нагруженные порталы (наша компания как раз оказывает своим клиентам такую услугу).
II. Приобретение лицензии
- На данном этапе необходимо обратиться к компании-партнеру 1С-Битрикс, специалисты которой подберут оптимальный вариант поставки;
- Подготовка мощностей и соответствующего ПО для создания нового, пока еще «пустого» портала, на который в дальнейшем будет осуществляться перенос данных.
III. Создание бэкапа облачной версии
Заказ бэкапа осуществляется выбранным партнером (внедренцем коробочных продуктов 1С-Битрикс) через техническую поддержку Битрикс24. При создании заявки необходимо будет указать данные о компании и лицензии. Процесс может занять достаточно длительное время, так как зависит от загруженности техподдержки, а заявки обрабатываются в порядке поступления. Данная услуга со стороны Битрикс 24 оказывается каждой конкретной компании лишь один раз, а наиболее удобное время для запуска — конец рабочей недели, что позволит минимизировать простой портала.
Также надо иметь в виду важный нюанс — все данные и коррекции, произведенные уже после формирования бэкапа не будут отражены в коробочной версии. Поэтому на момент создания бэкапа работа в облачном Битрикс24 прекращается, и сотрудники заказчика ожидают получения доступов к коробочной версии портала.
IV. Развертывание бэкапа
Успешно созданный файл скачивается и развертывается на заранее подготовленной платформе коробочной версии. Оперативность мероприятия зависит от физических характеристик — размера бэкапа и скорости канала связи и выделенных под портал мощностей. Здесь, как и везде, могут возникнуть непредвиденные сложности и сбои, так что будет не лишним предусмотреть некоторый временной запас.
V. Запуск
На данном этапе коробочная версия фактически готова к работе, но самая кропотливая работа еще впереди:
- 1Настройка резервного копирования, в целях безопасности оно должно происходить автоматически на ежедневной основе;
- 2Индивидуализация меню системы и адаптация функционала коробочной версии для корректной работы пользователей всех уровней;
- 3Авторизация всех пользователей со сменой или восстановлением паролей;
- 4Проверка работоспособности всех приложений, используемых на портале;
- 5Настройка привязки почтовых уведомлений из Битрикс24.
VI. Оптимизация
После старта эксплуатации коробочной версии возникает необходимость финишной настройки портала — работа по оптимизации параметров и настройки сетевого окружения. Важно, чтобы система была надежна и функциональна, но при этом показывала стабильность и устойчивость работы. Для оптимизации необходимо время на тесты и поддержка специалистов.
VII. Эксплуатация
Поддержка портала требует опыта и грамотного подхода к решению возникающих при эксплуатации нестандартных ситуаций. Сочетать все необходимые знания в одном лице довольно сложно, потому чаще всего наиболее рациональное решение — довериться профессионалам, имеющим статус официальных партнеров 1С-Битрикс.