Инструмент «бизнес-процессы» в Bitrix24 введен для возможности пользователю задать какую-либо логику по исполнению и контролю нужных ему задач или целей. Например, менеджеру необходимо совершить повторный звонок клиенту, при этом в системе нет статуса клиента, и у сотрудника нет доступа к результатам первоначального разговора с этим клиентом. Об этом система должна автоматически напомнить сотруднику, который в свою очередь должен приложить отчет по результатам звонка клиенту. Для этого с помощью встроенного в систему конструктора можно создать определенный бизнес-процесс Битрикс24, который автоматизирует контроль поставленной задачи.
Но задачи могут быть гораздо шире: контроль всего бизнес-процесса компании по заключению сделки или обработке входящего лида или контроль организации сложного мероприятия. Основное, что объединяет все бизнес-процессы Битрикс 24: они помогают контролировать сроки, этапы согласования работ, прикрепление документации, а также напоминать руководящему составу о проблемных моментах в работе сотрудников над своими задачами и рабочим процессом.
В чем их отличие от других механизмов?
В Битрикс24 также реализованы другие готовые механизмы, которыми легко могут овладеть пользователи — роботы и триггеры. Это упрощенные механизмы информирования о каком-либо статусе сущности CRM: лида, сделки, счета, КП, по которому сам пользователь может запрограммировать напоминания или определенные действия. Например, при достижении определенного статуса сделки отправить письмо клиенту. Система будет выполнять это автоматически по заданному пользователем шаблону.
Этот механизм введен разработчиком для того, чтобы пользователи могли самостоятельно влиять на какие-то несложные процессы Bitrix24. Но задачи и цели в компании могут быть различные. И если процесс сложный, как, например контроль всей цепочки продаж, то он реализуется только с помощью бизнес-процесса. Разработку такого инструмента трудно осуществить без помощи программиста, так как он содержит не только элементы конструктора, но и фрагменты кода.
Практические примеры бизнес-процессов Битрикс 24
Например, если это касается не модуля CRM, а работы над проектами и задачами, то чаще всего создаются бизнес-процессы согласования каких-либо сложносочиненных действий. Например, при планировании командировки происходит согласование целей, сроков, затрат и в дальнейшем, результатов поездки.
Или, например, в бизнес-процессе по трудоустройству нового сотрудника будет реализовала проверка полноты и достоверности информации о кандидате. А далее система проинформирует нового сотрудника о том, как пользоваться CRM, где ознакомиться с регламентными документами компании и другой необходимой новичку информацией. В крупной компании это будет очень полезный инструмент, который позволит новому специалисту быстро вникнуть в жизнь и регламенты организации.
Рассмотрим вариант работы с клиентами, при котором могут быть реализованы бизнес-процессы Bitrix24, отлавливающие события о поступлении оплаты из 1С и контролирующие процент оплаты, а также изменения этого процента. В случае если процент оплаты остается неизменным на момент контрольной точки по оплате, то БП уведомляет менеджера и руководство о том, что образовалась просрочка в оплате. Такой бизнес-процесс может быть еще сложнее, все зависит от конкретных целей и задач предприятия.
Отвечая на вопросы, как создать и как настроить бизнес-процесс в Битрикс24, можем отметить, что исходя из нашей практики, компании редко самостоятельно занимаются созданием сложных БП под свои надобности. Такую настройку должен выполнять технический специалист, который имеет опыт формализации задач по процессам, а также их настройки, и не потратит массу времени на освоение базового функционала.
Как запустить сложный бизнес-процесс Битрикс24?
Первоначально компания, занимающаяся настройкой сложного бизнес-процесса, уточняет у заказчика о необходимости какого-либо контроля, о проверке данных, вносимых в систему. Такая информация может быть предоставлена разработчику в свободной форме. Далее полученные сведения реализуются в виде однозначной блок-схемы и согласовываются с заказчиком, чтобы не было двоякости результатов и сроков выполнения проекта по созданию бизнес-процесса Bitrix24.
Затем специалисты приступают к реализации БП и его обкатке на тестовых примерах. После успешного тестирования результаты проекта загружаются на рабочий портал заказчика, происходит запуск нового бизнес-процесса. Как правило клиентов интересует средняя стоимость затрат на создание бизнес-процесса. Из нашей практики, стоимость настройки простых бизнес-процессов начинается от 10 т.р., сложных — от 30 т.р.