Независимо от эпохи, основным признаком индустриализации всегда было увеличение физических объемов предприятий. Росли площади цехов, множились ряды станков, становились длиннее ленты конвейеров, увеличивался штат сотрудников.
Эта динамика требовала громадных финансовых вложений, серьезно поднимая порог вхождения в рынок для новичков и делая бизнес занятием избранных.
Рынок информации – площадка для спринтеров
Эпоха информационных технологий установила новые правила. Цифровая экономика уже не тема для диссертаций, интересная узкому кругу ученых-теоретиков, но жизнеспособная рыночная модель с огромным потенциалом.
Вдумайтесь:
- Приоритетным товаром является информация, а ведь этот ресурс буквально бесконечен;
- Сетевой рынок огромен и демократичен, а главное, в нем легко стираются границы отраслей;
- Успех проекта или компании больше не зависит от величины финансовых активов и количества работников;
- Аппаратные мощности становятся многоразовым инструментом, универсальным и без износа и потери качества;
- Изменяются условия конкурентной борьбы, ведь в цифровой среде, быстрые, интеллектуальные решения превалируют над сколь угодно мощной физической базой.
Спросите у любого финансового или IT-аудитора. Организация с многоуровневой, громоздкой архитектурой всегда имеет проблемы с контролем внутренних процессов. К тому же разветвленная инфраструктура — это излишки активов, которые делают компанию похожей на борца сумо, решившего участвовать в спринтерском забеге.
Рынок цифровой информации — это скорость и легкость в решениях. Солидная производственная база тут нужна в последнюю очередь. Гигантские корпорации, казавшиеся вечными и владеющие огромными долями на отраслевых рынках в считаные годы стали уступать позиции новичкам без истории.
Вывод — переждать моду на «цифру» не получится. Это естественный и безжалостный этап эволюции, на котором останутся те, кто живет правилами и масштабами прошлого века. Ассоциация с динозаврами здесь вполне уместна.
Сколько стоит информация?
С помощью каких инструментов, определяется ценность информации и связанных с ней процессов? Существует несколько способов, по которым рекомендуется планировать расчеты.
- Инфономика — относительно новая дисциплина, которая дает обоснование ценности информации как экономического актива. Создатели методики рекомендуют оценивать данные в комплексе, а не отдельными файлами и одним из основных критериев стоимости информации призывают считать доступность — чем труднее добыть, тем дороже она стоит;
- Оценка каналов связей — когда стоимость информации определяется пользой, уровнем влияния, количеством и доступностью для заинтересованных сторон, в рамках конкретного коммуникационного сектора;
- Монетизация алгоритмов — процесс, при котором определяется их экономический потенциал. Оцененный алгоритм — это вполне конкретный, универсальный товар, который может быть задействован в совершенно разных рынках и отраслях.
Информация как товар не имеет на данном этапе централизованного органа, ответственного за экономическое обоснование процессов, технологий, алгоритмов.
Мнение экспертов в области цифровой экономики заключается в том, что проводниками новой политики должны становиться собственные IT-отделы коммерческих и производственных структур.
Вывод — четких норм в оценке информационных активов нет. Но именно это открывает мир огромных прибылей перед предприимчивыми компаниями и отдельными людьми. Тот, кто идет первым — берет столько, сколько хочет, остальные берут то, что осталось.
Цифровая трансформация экономики
Считать старые схемы ведения бизнеса 100%-м анахронизмом было бы недальновидно. Исчезают границы отраслей, появляются новые возможности, но в основе любых коммерческих отношений всегда одно простое желание — продать или купить товар и услугу.
Осмысленная адаптация существующих активов к изменившимся правилам игры, в такой ситуации, единственно верное, а главное, простое и эффективное решение.
Вот примерная схема, которая, с небольшими поправками на профиль компании, может стать базисом в процессе интеграции существующих активов в новую информационную среду.
Цифровая экономика — это изменение:
- Модели ведения бизнеса и существующего портфеля услуг;
- Стандартов поведения в отношениях с клиентами и партнерами;
- Корпоративной культуры с акцентом на обучение и мотивацию персонала;
- Регламента и степени ответственности IT-отделов с внедрением виртуализации, облачных технологий;
- Инфраструктуры компании с учетом: новых технологий, аппаратно-программных требований среды, интересов партнеров и клиентов;
Указанная схема привлекательна тем, что трансформация, с целью улучшения любого из указанных пунктов, вовлекает в процесс соприкасающиеся с ним элементы бизнес-модели компании, оставляя в стороне пассивные активы. Меняется только тот сектор, который нужен для работы здесь и сейчас.
Это здорово экономит время и деньги, позволяя точнее выбирать цель и условия трансформации.
Вывод — цифровая экономика лояльна к имеющимся физическим активам. Не нужно разрушать существующие фонды и механизмы ради новых технологий.
Своевременный аудит и ясное понимание происходящего — достаточные стимулы к началу движения в верном направлении.