IaaS, инфраструктура как услуга

30.07.2018

IaaS — современная облачная модель, которая базируется на предоставлении виртуальных серверов, сетей и др. вычислительных ресурсов на условиях аренды. Термин в переводе означает «инфраструктура как услуга».

Под IaaS подразумевают облако, ресурсы которого предоставляются в аренду. Примечательно, что модель IaaS подразумевает только предоставление инфраструктуры – т.е. возможностей облака.

Установка ПО, которое требуется для работы компании-арендатора, и подходящей операционной системы в рамки услуги IaaS не входит. Решение данного круга задач находится исключительно в компетенции арендатора.

Главным преимуществом модели IaaS является оперативность изменения объемов используемых вычислительных мощностей арендованной инфраструктуры. Так, используя специальную административную панель для удаленного управления сервером, можно практически мгновенно увеличить или уменьшить мощность сервера.

В рамках данной модели в компании "СТЕК" сформировано собственное готовое решение "бизнес-облако".

Услуги IaaS

IaaS — термин, достаточно быстро ставший ключевым в «облачно-виртуальном» пространстве, где органично и эффективно нашли друг друга бизнес и информационные технологии.

Стремительное развитие информационных технологий привело к такому состоянию, когда слово «Инфраструктура», прежде скрывавшая за собой дорогостоящие материальные активы, временнее и финансовые затраты на формирование и развитие, амортизационные отчисления и затраты на обслуживание – теперь обозначает услугу. IaaS можно моментально заказать (или отказаться от него), он уже развернут и обслуживается, уже есть и только ждет от бизнеса нажатия кнопки «Пуск».

Infrastructure as a Service, инфраструктура как сервис

Все, что надо бизнесу от ИТ-инфраструктуры, теперь прописано в параметрах или уровне обслуживания (SLA – Service Level Agreement). Все, что в этой инфраструктуре является для бизнеса посторонним – теперь скрыто от бизнеса только стоимостью этой услуги.

Казалось бы, в чем разница с традиционной моделью? «Постороннее» не пропало и по-прежнему не бесплатно! Разница – колоссальная! Такая модель предоставления услуг в облаке, как IaaS, является сервисной моделью, соотношение цена/качество ее зачастую на порядок ниже, то есть выгоднее, чем при классическом владении парком персоналок, серверов, СХД, коммутаторов, роутеров, ИБП и так далее.

Обычно считается, что модель IaaS подразумевает только предоставление инфраструктуры — т.е. возможностей облака, без установки операционных систем и программного обеспечения, в том числе бизнес-приложений.

Подразумевалось, что наполнением программным содержанием инфраструктуры должен заниматься сам арендатор, силами своих ИТ-подразделений. Однако, технология IaaS как сервиса обладает большой гибкостью и этом вопросе.

Границы разделения ответственности внутри виртуальной инфраструктуры – это такой же параметр услуги, как и размер потребляемой вычислительной мощности, памяти, дискового пространства, режим доступности и скорости реакции и решения инцидентов или запросов на обслуживание.

И так же, как другие параметры сервиса IaaS, отличительной особенностью и этого является самая легкая и максимально быстрая возможность его изменения, без лишних затрат времени и средств на реализацию изменений.

Алгоритм в идеале простейший: изменение потребностей бизнеса – запрос провайдеру – новый уровень. Оплачивается по прайсу чаще всего только новый уровень, без оплаты мероприятий на сами изменения. При добавлении количества «виртуальных» ядер при, допустим, увеличении сезонной нагрузки, оплачиваются только новые ядра.

Раньше, без облаков, без виртуализации, без IaaS, бизнесу необходимо было бы оплатить работу своих логистиков, системных инженеров, решать проблему избыточности ресурсов при окончании активного сезона.

В стоимости услуги, конечно, эти расходы тоже присутствуют. Но, из-за высокой тиражируемости, централизованного управления инфраструктурами сотен клиентов (технологически независящих друг от друга), узкой специализации – эти расходы минимальны в пересчете на «единицу сервиса».

Добавим постоянное совершенствование бизнес-процессов внутри ЦОДов (Центры Обработки Данных – высокотехнологичные площадки Облачных вычислений), и получаем оптимальную модель применения информационных технологий в бизнесе.

Сервис IaaS все больше становится востребованным малым и средним бизнесом, благодаря присущему ему динамизму и особым требованиям к оперативности решения задач.

Часто в интернет-обзорах приводятся плюсы и минусы IaaS. Но предложим такое сравнение начать с минусов, так как подробный их анализ может показать неактуальность отрицательных моментов на сегодняшний день.

Итак, как представляют «подводные камни» IaaS для бизнеса? Развеем мифы

  1. Чтобы иметь доступ к приложениям и собственным данным, пользователям требуется постоянное подключение к Интернет.

    Очень скоро это явление будет аналогично отрицательному отзыву о локомотивах, работающих на электричестве по сравнению с паровозами. Да, было время, когда не все дороги были электрифицированы. Да, было время, когда доступ к интернет мог пропасть. Как – это время ещё не кончилось? Оно стремительно заканчивается с каждым днем. И резервируется доступ к Интернет уже сегодня гораздо легче, чем электропитание (по воздуху пока не научились электроэнергию передавать).

  2. Информационная безопасность

    Поставщик облачных услуг ставит владельца бизнеса в прямую зависимость в плане защиты информационных активов. Можно ли быть уверенным в том, что корпоративные данные находятся недоступны для конкурентов, если вы на одном сервере? Сможете ли вы контролировать доступ пользователей к закрытой информации и ее недоступность? Используйте гибкость технологии в возможностях разграничения зон ответственности и помните, что стоимость Ваших данных и стоимость мероприятий несанкционированного к ним доступа часто находятся в явной зависимости. И не забываем про человеческий фактор и внутренние угрозы, которые также в автономных системах могут быть более значимыми.

  3. Отключения и недоступность

    Не всегда SLA подразумевает полную компенсацию убытков от простоя. Даже небольшой простой может обойтись ощутимыми в масштабах малого бизнеса убытками. А какая альтернатива вне облаков? Вне облаков сегодня простоев больше у малого бизнеса, а если это не так, то достигается большими затратами на квалифицированных и ответственных специалистов.

А теперь неоспоримые плюсы IaaS сервиса:

  1. Цена/качество

    ИТ-инфраструктура как услуга соответствующего качества бизнесу обходится дешевле чем инфраструктура – программно-аппаратный комплекс оборудования внутри собственных помещений или даже ЦОДов.

  2. Масштабируемость и особенно её скорость

    Ресурсы корпоративных серверов когда-то заканчиваются, но масштабировать облачные системы можно легко и достаточно оперативно, что обеспечит работу инфраструктуры при возросшей нагрузке.

  3. Надёжность и непрерывность

    Изначальная избыточность облачных систем в основе Iaas-сервиса обеспечивает больший UPTIME работы всей ИТ-инфраструктуры.

  4. Информационная безопасность

    IaaS сервис позволяет обеспечить безопасность более высокого уровня, нежели классическая ИТ-инфраструктура.

Иконка для обратной связи
У Вас похожая задача? Мы всегда готовы подсказать решение!
Задайте вопросы напрямую руководителю данного проекта (9.00–23.00):