Мониторинг ИТ-сервисов — это процесс, цель которого — соблюдение баланса между количеством имеющихся сетевых ресурсов, поддержанием определенного уровня информационных услуг и затратами на эффективное функционирование вычислительных сетей.
Другими словами, мониторинг ИТ сервисов дает ответ на вопросы:
- 1Каков объем потребления цифровых ресурсов;
- 2Сколько оперативной памяти и дискового пространства в настоящий момент занято/свободно;
- 3Какова нагрузка на каналы связи программную и аппаратную среду инфраструктуры и т. д.
Мониторинг IT-сервисов имеет несколько рабочих режимов: пассивный, активный, проактивный.
Отличия между ними следующие:
- 1Активный режим — это периодические опросы ИТ сервисов, ожидание/получение ответов и реакция на них;
- 2Пассивный режим — это постоянный режим ожидания системами мониторинга событий в системе;
- 3Проактивный режим — это прогнозирование поведения инфраструктуры на основании исторических данных за определенный период времени.
Наблюдаемый сегодня рост интеграции ИТ технологий в такие сферы, как: бизнес, государственное управление, потребительские структуры, не оставляет вариантов — мониторинг IT сервисов необходим!
Неоценимую помощь в организации процессов мониторинга ИТ сервисов могут оказать международные стандарты, опыт и рекомендации. Первое, что приходит в этой связи на ум — IT Infrastructure Library (ITIL). Эксперты библиотеки единодушны: мониторинг ИТ — базовый механизм для развития любой информационной инфраструктуры.
С практической точки зрения, в наблюдении за информационными процессами, значение имеют два момента:
- 1Cвязь систем мониторинга ИТ сервиса и системы технической поддержки сети;
- 2Cоздание отчетной документации по разнообразным аспектам жизнедеятельности инфраструктуры.
В первом случае, налаженный контакт — это короткий срок реакции на инциденты связанные с ИТ сервисами, соответственно сокращенное время простоя информационной системы, соответственно минимизация убытков.
Во втором, документация работы сервиса — это аналитика, помогающая поставщику информационных услуг сделать сервис более качественным, а потребителю, точно знать возможности приобретаемого сервиса.