Мониторинг компьютерной сети — это непрерывный процесс наблюдения за цифровой сетью с целью своевременного обнаружения в ней неисправностей и ошибок с быстрой и адекватной реакцией на них. Мониторинг состояния сети осуществляется сетевым администратором при помощи различных средств оповещения.
Важно различать системные средства, контролирующие внешний доступ в сеть и программное обеспечение, служащее для контроля над внутрисетевыми процессами.
Мониторинг работы сети осуществляется по следующему принципу: специальные программы с определенной периодичностью отправляют запросы по указанным в настройках сетевым адресам. В случае некорректного или неудачного результата такого запроса, система мониторинга посылает сигнал администратору сети или автоматически проводит определенные действия, регламентированные сетевым протоколом.
Методы мониторинга сети
Средств и методов помогающих проводить мониторинг локальной сети множество. Обоснованность их применения зависит от многих факторов: конфигурации сети, целей мониторинга и т. д. К основным стоит отнести следующие инструменты:
Системы управления сетью
ПО, собирающее информацию о процессах в сети и о работе аппаратной ее части. Осуществляют мониторинг трафика сети. Имеют возможность самостоятельно, в автоматическом режиме реагировать на изменения в работе сетевого оборудования.
Интегрированные системы анализа и управления
Устанавливаются как в аппаратную, так и программную среду системы. В отличие от систем управления сетью, проводящих мониторинг в комплексе, интегрированные системы, предназначены для контроля над определенными устройствами, отрезками коммуникаций и программами в сети.
Анализаторы протоколов
Системы, задача которых исключительно в мониторинге сетевого трафика. Различаются по объемам пакетов захваченного для анализа трафика и возможностям последующего декодирования, для подачи информации администратору сетей в удобном виде.
Кабельное оборудование для тестирования и сертификации
Аппаратный элемент мониторинга для получения актуальных данных кабельных сетей.
Экспертные системы
Собрание человеческого опыта о сетевых инцидентах и возможных вариантах их исправления. По сути, интегрированные в мониторинговые системы базы данных. Типичный пример —справочное меню, однако современные экспертные системы все чаще имеют элементы искусственного интеллекта.