Социальная инженерия

06.09.2019
Светлана Соболева

Социальная инженерия — это совокупность психологических и социологических приемов, методов и технологий, которые позволяют получить конфиденциальную информацию. Кибермошенников, которые используют эти приемы на практике, называют социальными инженерами. Пытаясь найти доступ к системе или ценным данным, они используют самое уязвимое звено — человека, который считается наименее устойчивым к внешнему воздействию. Почему так происходит?

Предпосылки для появления социальной инженерии

«Миром правят данные», «данные — новая нефть». Эти выражения отражают сегодняшнюю картину отношения к информации. У бизнеса — как в IT-сфере, так и любой другой — информация часто имеет очень высокую ценность и от нее зависит успешность компании, ее развитие, безопасность клиентов и репутация. Но в любой системе, которая связана с получением, хранением, обработкой данных, всегда участвует человек. И пока другие методы защиты справляются с сохранением конфиденциальных данных в тайне, человеческий фактор становится тем ключом, который открывает двери мошенникам.

В social engineering все строится вокруг слабостей человека. С одной стороны, это личностные качества: сопереживание, наивность, доверчивость, лояльность к чужим слабостям, страх. С другой — качества профессиональные: недостаток знаний, неумение применять их на практике, игнорирование инструкций и должностных обязанностей. Поэтому социальную инженерию часто называют «взломом» человека. На практике каждый взлом может иметь серьезные последствия, в первую очередь, для компании, в которой работает человек.

social engineering

Ежегодный ущерб от киберпреступников, которые используют приемы социальной инженерии, оценивается в десятки миллиардов долларов США. Одним из самых первых громких дел с применением social engineering’а стало дело Кевина Митника. Его начинания продолжили другие: Братья Бадир, хакер по имени Архангел, Питер Фостер. Некоторые истории легли в основу сценариев для художественных фильмов — например, кинолента «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо ди Каприо в главной роли основана на реальных фактах.

Основные приемы социальной инженерии

Фишинг

Это сбор пользовательских данных для авторизации (логинов и паролей) в различных онлайн-сервисах. Фишинг популярен, о нем многие знают, но, тем не менее, попадаются на его «удочку». Обычно он представляет собой массовые рассылки спама по электронной почте. Потенциальным жертвам приходят письма якобы от сервисов, которыми они пользуются: платежных систем, онлайн-магазинов и т. п. Эти письма — поддельные, их задача в том, чтобы заставить пользователя перейти по ссылке или кнопке, а затем оставить мошенникам авторизационные данные. Чтобы вызвать больше доверия, мошенники придумывают серьезные причины для перехода по ссылке: например, просят жертву обновить пароль или подтвердить какое-то действие в системе.

Претекстинг

Методика психологической манипуляции по заранее подготовленному сценарию. Сценарий реализуется во время голосового общения, в ходе которого жертва сообщает киберпреступнику нужную ему информацию или выполняет действие, которое приведет его к желанной цели. Часто социальные инженеры представляют сотрудниками банков, кредитных сервисов, техподдержки или других служб, которым человек по умолчанию доверяет. Для большей достоверности они сообщают потенциальной жертве какую-либо информацию о ней: имя, номер банковского счета, реальную проблему, с которой она обращалась в эту службу ранее.

Плечевой серфинг

Проще говоря, это подглядывание из-за спины. Так легко получить пароли и логины для входа в местах общественного пользования: кафе и ресторанах, парках и залах ожидания в аэропорту или на вокзале.

Сбор данных из открытых источников

Это не только соцсети (хотя сегодня они особенно актуальны), но и информация в поисковых системах, блогах, на форумах, в профессиональных сообществах и сообществах по интересам, на сайтах с частными объявлениями, на офлайн-мероприятиях: конференциях, докладах, мастер-классах.

«Кви про кво»

Второе название — «услуга за услугу». Эта техника атаки предполагает общение по электронной почте или телефону. Мошенник представляется сотрудником, например, техподдержки, и предлагает жертве помочь ему устранить определенные неполадки в онлайн-системе или на рабочем месте. Жертва, выполняя его указания, лично передает ему средства доступа к важной информации.

Троянский конь/дорожное яблоко

Метод предполагает подбрасывание «приманки», которая с высокой вероятностью заинтересует потенциальную жертву. Такой приманкой обычно становится носитель информации — например, флеш-карта, CD-диск или карта памяти к телефону. Жертве станет любопытно, что находится на носителе, она вставит их в ноутбук или телефон, а мошенник с помощью специальной программы получит доступ к информации. Приманкой может быть и email-сообщение, которое сулит получение быстрой прибыли, выигрыша, наследства и других вещей, которые точно заинтересуют многих получателей письма и заставят выполнить содержащиеся в нем инструкции.

Социальная инженерия это

Обратная социальная инженерия

Методика направлена на то, чтобы жертва сама обратилась к социальному инженеру и выдала ему необходимые сведения. В этой ситуации мошенники часто прибегают к диверсиям: подстраивают поломку компьютера, проблемы с авторизацией и делают так, чтобы сотрудник попросил их помочь с устранением проблемы.

Что такое социальная инженерия, уже понятно по перечисленным методам. Но это далеко не все, чем пользуются кибермошенники. В мире популярен мобильный банкинг, и социальные инженеры применяют свои знания, чтобы получить доступ к карточным счетам жертвы. Так выделилось отдельное направление, которое называют кардингом. За этим определением скрываются махинации с банковскими картами. Если раньше использовались физические способы получения информации (специальные устройства считывали пароли прямо на терминалах), то теперь это проще сделать с помощью методов социальной инженерии, психологическими приемами заставляя жертву раскрыть номер карты, срок ее действия, CVV-код и получить полный контроль над банковским счетом.

Мошенники активно пользуются социальными сетями, в которых пользователи делятся событиями из личной жизни и увлечениями. Чтобы получить доступ к аккаунту (любому, не только в соцсети), хакеры изучают страницу потенциальной жертвы: когда и где она родилась и живет, кто ее родители, ее хобби, какие мероприятия посещает, с кем дружит. Взломав профиль друга жертвы, легко будет установить с ней контакт и получить нужные сведения, прикрываясь благими намерениями.

Еще один инструмент социальных инженеров — СМС-рассылки. В них обычно сообщают о  выигранных автомобилях и крупных суммах, об угрозе немедленной блокировки банковской карты и попавших в беду родственниках. Человек, у которого таким способом вызвали интерес, сочувствие или страх, способен на многое, в том числе поделиться секретной информацией, не подозревая, что передает ее в руки мошенников.

Методы работы социальных инженеров

Опытный социальный инженер редко использует одну технику сбора данных. Обычно методы социальной инженерии — это комплекс инструментов, которые применяются в зависимости от обстоятельств.

Он:

  • Представляется сотрудником сервисных служб, проверяющим или руководителем;
  • Подглядывает из-за плеча, чтобы узнать логин и пароль;
  • Отправляет фишинговые электронные письма и сообщения в мессенджеры;
  • Тайно записывает нажатия клавиш, пока жертва работает за компьютером;
  • Записывает голосовые сообщения, похожие на сообщения роботов;
  • Просит о помощи, где жертва раскроет важны данные.

Атака методами социальной инженерии

Сбор информации о потенциальном объекте

Чтобы эффективно применить методы социальной инженерии, нужно знать, с чем и кем имеет дело кибермошенник. В компании преступника может заинтересовать количество сотрудников, графики их работы, перемещения, страхи, конфликты на рабочем месте и другое, что делает их уязвимыми.

Выбор жертвы и сбор данных о ней

Наибольший интерес представляют данные для авторизации, аккаунты в социальных сетях, сообщения на форумах, в чатах, сведения о перемещении, личный адрес, связи с другими людьми (родственниками, коллегами, друзьями), общедоступная информация из поисковых сервисов.

Информационная атака

Получение физического или онлайн-доступа к ценной информации, сбор базы логинов/паролей, документы или другая цель, которую преследует кибермошенник. Атака осуществляется после контакта мошенника с жертвой. Установить контакт можно разными способами: в реальном или телефонном разговоре, онлайн (отправив письмо на e-mail или написав в соцсети).

Использование полученных данных

Информацию, которая попала в руки киберпреступнику, можно использовать для доступа к банковскому счету, чтобы скомпрометировать компанию, попросить выкуп за возврат доступа или нераспространение украденного.

Что такое тест на проникновение

Когда упоминается социальная инженерия, определение ее предполагает, что по ту сторону от жертвы всегда стоит кибермошенник. Это не так. Сегодня инструменты социального инжиниринга используются для повышения информационной безопасности предприятия через тесты на проникновение.

Специалисты, которые занимаются тестированием на проникновение, точно также используют психологические и социологические приемы для получения ценной корпоративной информации. Но их цель — закрыть слабые места, выявить пробелы в знаниях сотрудников и повысить сознательность там, где речь идет о конфиденциальных данных и способах обращения с ними.

Что такое социальная инженерия

Как защитить компанию от социальной инженерии

Так как самым уязвимым элементов в системе безопасности остается человек, мероприятия по защите будут затрагивать именно его. Исключением будет установка последних обновлений для антивирусных приложений и надежного брандмауэра на рабочие машины сотрудников.

Инструкции по работе с информацией

Информация, с которой работает сотрудник, является собственностью компании. То же касается авторизационных данных в корпоративных системах. Некоторые компании уже перешли на регулярную смену прав доступа, но некоторые сотрудники продолжают оставлять логины и пароли на виду, не скрывая их от потенциальных мошенников или легко передаю их третьим лицам без должных оснований.

Инструкции по общению с клиентами/посетителями/техподдержкой

Не важно, кем является человек, который хочет прямо или косвенно получить от сотрудника ценные данные или доступ к ним. Главное, чтобы сотрудник имел четкие инструкции, какую информацию он вправе передавать и на каких основаниях. Третьи лица, которые не связаны с компанией, но интересуются процессами в ней, должны вызывать подозрение и ответную реакцию: о них следует доложить службе безопасности компании.

Повышение осведомленности

Регулярно появляются новые способы информационных атак, методы взлома, в том числе, социальной инженерии. Значит, компании необходимо регулярно обучать персонал принципам работы с корпоративными данными и напоминать об ответственности, которая на них возложена. Сотрудники обязаны знать, к каким последствиям может привести раскрытие конфиденциальных данных с помощью социальной инженерии.

Помимо этого, руководству компании следует разработать регламенты и инструкции, касающиеся вопросов хранения, использования, распространения и передачи авторизационных и других данных третьим лицам.

У Вас похожая задача? Мы всегда готовы подсказать решение!
Задайте вопросы напрямую руководителю данного проекта (9.00–23.00):