Выбираете B2B-систему для интернет-продаж? Давайте разберем преимущества и недостатки различных решений, их отличия и применимость.
Что лучше: SaaS, коробка или собственная разработка?
Для начала, предлагаем ознакомиться со сводной таблицей ключевых критериев выбора B2B-платформы. После чего подробно рассмотрим каждый из представленных вариантов реализации сервиса и разберем преимущества, недостатки, а также типовые сценарии их применения:
B2B-разработка | SaaS-решение | ПО в коробке | |
---|---|---|---|
Кастомизация | ***** | **--- | ****- |
Открытый код | ***** | ----- | ***-- |
Размещение на своей платформе | ***** | ----- | ***** |
Устойчивость к нагрузкам | ***** | *---- | ***-- |
Безопасность данных | ***** | *---- | ***-- |
Быстродействие | ***** | **--- | ***-- |
Внедрение доп.функционала | ***** | *---- | ****- |
Интеграция внешних систем | ***** | *---- | ****- |
Скорость внедрения | **--- | ***** | ***-- |
Прогноз затрат на внедрение системы
Первичное внедрение | ***** | **--- | ****- |
---|---|---|---|
Открытый код | ***** | **--- | ****- |
Развитие функционала | ***-- | ***** | ****- |
Поддержка сервиса | ***-- | *---- | ***-- |
Модель SaaS подразумевает использование готового веб-решения (программного продукта) в аренду — по подписке на тарифный план.
Разработчик предоставляет доступ к платформе продукта и набору типовых модулей в режиме онлайн, непосредственно через браузер.
Разработка дополнительного и модернизация текущего функционала, интеграция внешних сервисов, а также управление самим решением полностью контролируются производителем.
Вам доступны лишь инструменты настройки конфигурации продукта в рамках выбранного тарифного плана, который ограничивает количество пользователей системы, потребляемые ресурсы, объем номенклатуры и прочее.
В связи с чем SaaS оказывается недостаточно гибкой моделью:
- Большинство оптовых компаний практикуют специфические бизнес-процессы, не подходящие под стандартную модель электронной коммерции (формирование корзины, сложная логистика, трекинг и обработка заказов, программы лояльности и т.д.);
- Saas-сервисы пребывают в состоянии непрерывного развития, поскольку напрямую заинтересованы в удержании и привлечении пользовательской базы. Необходимо быть готовым к периодическим обновлениям функционала, даже к таким, о которых вы не просили. SaaS также может изменить политику использования не в вашу пользу или просто прекратить свое существование вовсе;
- Использование SaaS-сервиса подразумевает ежемесячную абонентскую плату за услуги, в противном случае доступ к системе будет закрыт. Тарифы, как правило, ориентированы на количество пользователей системы, поэтому планируйте затраты исходя из возможного масштабирования и, как следствие, роста абонентской платы;
- SaaS-платформы используют унифицированные схемы, которые в большинстве случаев не поддаются конфигурации, либо их доработка стоит неоправданно дорого, поэтому пользователям таким систем приходится подстраивать свои процессы под модель сервиса;
- Зачастую архитектура Saas-сервисов и подход к защите клиентских данных весьма сомнительны, более того, не все сервисы соответствуют требованиям законодательства по защите персональных данных и их деятельность в любой момент может быть заблокирована. Соответственно, с точки зрения защиты бизнес-процессов и корпоративной информации всегда существует угроза утечки или потери данных. Необходимо внимательно изучить политику безопасности выбранной SaaS-платформы;
- В случае возникновения необходимости интегрировать в схему B2B-продаж внешний сервис (CRM, логистика, системы сбора и анализа данных и т.д.) могут возникнуть сложности при отсутствии готовых решений на используемой платформе.
Сервис может запросить за разработку решения существенный бюджет, либо отказать, ссылаясь не отсутствие технической возможности подключения.
В то же время, использование Saas-сервиса предполагает ряд преимуществ:
- Помимо аренды программного обеспечения, вы также получаете в пользование аппаратные мощности, хоть и ограниченные по ресурсам. Сопровождением, обслуживанием и развитием сервиса занимается поставщик Saas-услуг. Это означает прямую экономию на оборудовании и квалифицированном персонале;
- Низкий порог вхождения и мобильность. Установка и настройка производятся за несколько часов, а работа с B2B-сервисом ведется с любого устройства, имеющего доступ в сеть Интернет.
В каких случаях подойдет решение?
- Открытие нового направления B2B и готовность идти по шаблонным схемам продаж, без учета специфики взаимоотношений с контрагентами;
- Наличие части процессов, автоматизацию которых можно провести силами инструментария выбранного Saas-сервиса;
- Отсутствие критической необходимости в защите данных и повышенной надежности сервиса.
Коробочное программное обеспечение — это готовый к внедрению продукт, приобретаемый единовременно. Поставщик также предложит платную поддержку, которую необходимо будет ежегодно продлять и на базе которой будут доступны обновления продукта, а также обработка обращений по устранению возникающих ошибок в работе ПО.
Коробка содержит фиксированный набор функциональных модулей и покрывает потребности широкого круга пользователей.
Также, как правило, при покупке существует возможность выбора редакции — сокращенный или расширенный состав модулей. Но нужно понимать, что это базовое решение и в случае необходимости внесения изменений в стандартный функционал — потребуется привлечь квалифицированного разработчика.
Таким образом, к минусам коробочных B2B-систем относятся:
- Высокие затраты на внедрение: помимо приобретения самого продукта, потребуется бюджет на установку и настройку, а также последующее обслуживание системы. Процесс внедрения может занять от пары недель до нескольких месяцев;
- Для размещения B2B-системы в коробочном варианте понадобится сервер и дополнительное ПО, резервный источник питания, а также резервная линия Интернет. Конфигурацией и администрированием всей системы в целом должен заниматься квалифицированный персонал — это также существенная статья расходов;
- Как и в случае с Saac-сервисом, бизнес-процессы, реализуемые на базе коробочного ПО имеют стандартную конфигурацию. Любые их изменения, необходимость развертывания специфичных алгоритмов, интеграции внешних сервисов потребуют привлечения разработчиков и допзатрат;
- Коммерческое программное обеспечение находится в открытом доступе и привлекает внимание злоумышленников, которые системно занимаются поиском уязвимостей таких продуктов. Поставщики постоянно выпускают обновления, закрывающие дыры, тем не менее, продукт всегда подвержен риску взлома и утечки данных.
Плюсы коробочных B2B-решений:
- В случае с коробочным решением у Вас есть возможность самостоятельного сконфигурировать ИТ-архитектуру сервиса в целом, а значит напрямую влиять на производительность сервиса, резервирование и своевременное восстановление данных;
- Продукт уже имеет базовый функционал и, поскольку он приобретается на условиях собственности и допускает возможность самостоятельных доработок, его конфигурация под свои бизнес-задачи не означает длительного процесса проектирования и разработки B2B-сервиса с нуля.
В каких случаях подойдет решение?
- Присутствие возможности провести автоматизацию процессов B2B-продаж на базе инструментария выбранного продукта;
- Отсутствие необходимости масштабирования и изменения конфигурации сервиса в ближайшей перспективе.
B2B-система, целиком спроектированная и разработанная под ваши бизнес-процесы и учитывающая перспективы дальнейшего развития — наиболее гибкое и оптимальное решение, позволяющее полностью автоматизировать B2B-продажи. Однако, необходимо быть готовым к тому, что процесс разработки достаточно затратен как по срокам, так и по стоимости. Также этап проектирования сервиса потребует активного участия заказчика. Решением здесь может стать поэтапная реализация сервисов, позволяющая растянуть затраты по времени.
Важно подойти к выбору разработчика со всей ответственностью. Определяющими здесь факторами станут компетенция и опыт подрядчика. Наличие в штате ит-специалистов, способных решать задачи по построению ит-архитектуры, устойчивой к нагрузкам и угрозам, станут безусловным плюсом. Также преимуществом будет присутствие в команде разработчиков программистов, ответственных за конфигурирование учетной системы.
Среди основных недостатков авторских B2B-систем стоит отметить:
- Высокие затраты на реализацию сервиса, его дальнейшую поддержку и развитие: любые изменения текущей конфигурации, расширение функционала, дополнительные интеграции внешних систем потребуют привлечения разработчиков;
- Как и в случае с коробочным ПО, для размещения и функционирования B2B-системы потребуется полноценная ит-инфраструктура с вытекающими затратами на ее приобретение, содержание и развитие.
К плюсам собственных B2B-разработок относятся:
- Возможность внедрения абсолютно любого функционала, реализации сложных и разветвленных бизнес-процессов. Ценообразование и номенклатура, маркетинг и продажи, обработка заказов и логистика, программы лояльности и интеграции внешних сервисов — вы целиком и полностью конфигурируете инструментарий под свои задачи;
- Возможноть вести контроль затрат на проект в целом за счет поэтапного внедрения функциональной составляющей сервиса;
- Доступность механизма введения метрик по процессам и постоянная оптимизация показателей прямой путь к полной автоматизации и снижении издержек;
- Возможность напрямую влиять на параметры быстродействия и отказоустойчивости всей системы в целом;
- ИТ-платформа сервиса под вашим контролем, а значит вопросами архитектуры, безопасности и резервирования данных можно управлять самостоятельно;
- Мобильность — система в любой момент может быть восстановлена или перенесена на другую платформу без потерь и существенных простоев.
В каких случаях подойдет решение?
- Необходимость провести автоматизацию процессов B2B-продаж с учетом специфики взаимоотношений с контрагентами;
- Наличие потребности в реализации нестандартных бизнес-процессов;
- Наличие внешних систем и сервисов требующих интеграции с B2B-сервисом;
- Потребность в постоянном масштабировании и развитии сервиса;
- Наличие четких требований по организации резервирования и защиты данных, а также к устойчивости системы в целом к внешним угрозам.
Проектируем и разрабатываем комплексные B2B-решения с учетом специфики бизнеса, интегрируем необходимые сервисы и обмен с другими приложениями, конфигурируем производительную, безопасную и масштабируемую платформу с соблюдением требований законодательства по хранению персональных данных.
Демо-кейс
B2B-портал для дистрибьютора сетевого оборудования
Портал обеспечивает автоматизацию процессов оптовой торговли, включая документооборот, коммуникацию с клиентами, управление складскими остатками и резервами. Разработана собственная система ценообразования и шкала формирования скидок.
- 60 % — Рост оптовых продаж;
- 47 % — Сокращение времени обработки заказа;
- 72 % — Снижение нагрузки на менеджеров;
- 29 % — Увеличение объема клиентской базы.
Слово Заказчику
Денисов Александр
Коммерческий директор ООО «Портал»
«Разработка B2B-портала — далеко не первый наш совместный проект с компанией «Стек». За годы сотрудничества «Стек» показал себя надежной и клиентоориентированной компанией с профессиональным отношением к проектам, особым вниманием к специфическим требованием заказчика, высокой скоростью работы и гибкой системой поэтапной оплаты. Поэтому задачу по реализации нового личного кабинета мы, не сомневаясь, отдали этой компании.
До начала проекта взаимодействие с партнерами осуществляли менеджеры с помощью электронной почты и телефонных звонков. Необходимо было выстроить целостную систему, которая позволила бы автоматизировать продажи в B2B секторе. Компания «Стек» провела для нас предварительный комплексный анализ, который показал общую картину по рынку B2B решений. Результаты этого исследования были адаптированы к нашим потребностям, в последствие началась разработка нового личного кабинета для клиентов.
В ходе работы «Стек» предложил провести тестирование нового функционала на ограниченном круге клиентов. Были учтены замечания и пожелания фокус-группы, на основе которых внесены коррективы. Таким образом, тестирование помогло улучить систему на этапе разработки и не потерять лояльность большого числа клиентов.
В результате мы получили мощную платформу, которая позволила нам сделать принципиальный шаг вперед. Новый B2B-портал полностью автоматизировал работу в партнерском секторе. Оптимизация процессов заказа и документооборота экономит время менеджеров, что позволяет существенно ускорить работу. Усовершенствованный личный кабинет удобен и понятен как для наших менеджеров, так и партнеров. Мы получили полноценную «витрину» для работы с клиентами с функциями трекинга, истории заказов, обратной связи и т.д.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и вместе с компанией «Стек» планируем развивать B2B-портал на основе комплексного исследования: расширить пользовательский функционал и максимально автоматизировать бизнес-процессы. Рекомендуем компанию «Стек» как добросовестного разработчика онлайн-решений для бизнеса!»