Сравнительный анализ B2B-систем

26.07.2021

Выбираете B2B-систему для интернет-продаж? Давайте разберем преимущества и недостатки различных решений, их отличия и применимость.

Что лучше: SaaS, коробка или собственная разработка?

Для начала, предлагаем ознакомиться со сводной таблицей ключевых критериев выбора B2B-платформы. После чего подробно рассмотрим каждый из представленных вариантов реализации сервиса и разберем преимущества, недостатки, а также типовые сценарии их применения:

B2B-разработка SaaS-решение ПО в коробке
Кастомизация ***** **--- ****-
Открытый код ***** ----- ***--
Размещение на своей платформе ***** ----- *****
Устойчивость к нагрузкам ***** *---- ***--
Безопасность данных ***** *---- ***--
Быстродействие ***** **--- ***--
Внедрение доп.функционала ***** *---- ****-
Интеграция внешних систем ***** *---- ****-
Скорость внедрения **--- ***** ***--

Прогноз затрат на внедрение системы

Первичное внедрение ***** **--- ****-
Открытый код ***** **--- ****-
Развитие функционала ***-- ***** ****-
Поддержка сервиса ***-- *---- ***--
Демо1

Модель SaaS подразумевает использование готового веб-решения (программного продукта) в аренду — по подписке на тарифный план.

Разработчик предоставляет доступ к платформе продукта и набору типовых модулей в режиме онлайн, непосредственно через браузер.

Разработка дополнительного и модернизация текущего функционала, интеграция внешних сервисов, а также управление самим решением полностью контролируются производителем.

Вам доступны лишь инструменты настройки конфигурации продукта в рамках выбранного тарифного плана, который ограничивает количество пользователей системы, потребляемые ресурсы, объем номенклатуры и прочее.

В связи с чем SaaS оказывается недостаточно гибкой моделью:

  • Большинство оптовых компаний практикуют специфические бизнес-процессы, не подходящие под стандартную модель электронной коммерции (формирование корзины, сложная логистика, трекинг и обработка заказов, программы лояльности и т.д.);

  • Saas-сервисы пребывают в состоянии непрерывного развития, поскольку напрямую заинтересованы в удержании и привлечении пользовательской базы. Необходимо быть готовым к периодическим обновлениям функционала, даже к таким, о которых вы не просили. SaaS также может изменить политику использования не в вашу пользу или просто прекратить свое существование вовсе;

  • Использование SaaS-сервиса подразумевает ежемесячную абонентскую плату за услуги, в противном случае доступ к системе будет закрыт. Тарифы, как правило, ориентированы на количество пользователей системы, поэтому планируйте затраты исходя из возможного масштабирования и, как следствие, роста абонентской платы;
  • SaaS-платформы используют унифицированные схемы, которые в большинстве случаев не поддаются конфигурации, либо их доработка стоит неоправданно дорого, поэтому пользователям таким систем приходится подстраивать свои процессы под модель сервиса;

  • Зачастую архитектура Saas-сервисов и подход к защите клиентских данных весьма сомнительны, более того, не все сервисы соответствуют требованиям законодательства по защите персональных данных и их деятельность в любой момент может быть заблокирована. Соответственно, с точки зрения защиты бизнес-процессов и корпоративной информации всегда существует угроза утечки или потери данных. Необходимо внимательно изучить политику безопасности выбранной SaaS-платформы;

  • В случае возникновения необходимости интегрировать в схему B2B-продаж внешний сервис (CRM, логистика, системы сбора и анализа данных и т.д.) могут возникнуть сложности при отсутствии готовых решений на используемой платформе.
    Сервис может запросить за разработку решения существенный бюджет, либо отказать, ссылаясь не отсутствие технической возможности подключения.

В то же время, использование Saas-сервиса предполагает ряд преимуществ:

  • Помимо аренды программного обеспечения, вы также получаете в пользование аппаратные мощности, хоть и ограниченные по ресурсам. Сопровождением, обслуживанием и развитием сервиса занимается поставщик Saas-услуг. Это означает прямую экономию на оборудовании и квалифицированном персонале;
  • Низкий порог вхождения и мобильность. Установка и настройка производятся за несколько часов, а работа с B2B-сервисом ведется с любого устройства, имеющего доступ в сеть Интернет.

В каких случаях подойдет решение?

  • Открытие нового направления B2B и готовность идти по шаблонным схемам продаж, без учета специфики взаимоотношений с контрагентами;
  • Наличие части процессов, автоматизацию которых можно провести силами инструментария выбранного Saas-сервиса;
  • Отсутствие критической необходимости в защите данных и повышенной надежности сервиса.
Коробочное программное обеспечение

Коробочное программное обеспечение — это готовый к внедрению продукт, приобретаемый единовременно. Поставщик также предложит платную поддержку, которую необходимо будет ежегодно продлять и на базе которой будут доступны обновления продукта, а также обработка обращений по устранению возникающих ошибок в работе ПО.

Коробка содержит фиксированный набор функциональных модулей и покрывает потребности широкого круга пользователей.


Также, как правило, при покупке существует возможность выбора редакции — сокращенный или расширенный состав модулей. Но нужно понимать, что это базовое решение и в случае необходимости внесения изменений в стандартный функционал — потребуется привлечь квалифицированного разработчика.


Таким образом, к минусам коробочных B2B-систем относятся:

  • Высокие затраты на внедрение: помимо приобретения самого продукта, потребуется бюджет на установку и настройку, а также последующее обслуживание системы. Процесс внедрения может занять от пары недель до нескольких месяцев;
  • Для размещения B2B-системы в коробочном варианте понадобится сервер и дополнительное ПО, резервный источник питания, а также резервная линия Интернет. Конфигурацией и администрированием всей системы в целом должен заниматься квалифицированный персонал — это также существенная статья расходов;
  • Как и в случае с Saac-сервисом, бизнес-процессы, реализуемые на базе коробочного ПО имеют стандартную конфигурацию. Любые их изменения, необходимость развертывания специфичных алгоритмов, интеграции внешних сервисов потребуют привлечения разработчиков и допзатрат;
  • Коммерческое программное обеспечение находится в открытом доступе и привлекает внимание злоумышленников, которые системно занимаются поиском уязвимостей таких продуктов. Поставщики постоянно выпускают обновления, закрывающие дыры, тем не менее, продукт всегда подвержен риску взлома и утечки данных.

Плюсы коробочных B2B-решений:

  • В случае с коробочным решением у Вас есть возможность самостоятельного сконфигурировать ИТ-архитектуру сервиса в целом, а значит напрямую влиять на производительность сервиса, резервирование и своевременное восстановление данных;
  • Продукт уже имеет базовый функционал и, поскольку он приобретается на условиях собственности и допускает возможность самостоятельных доработок, его конфигурация под свои бизнес-задачи не означает длительного процесса проектирования и разработки B2B-сервиса с нуля.

В каких случаях подойдет решение?

  • Присутствие возможности провести автоматизацию процессов B2B-продаж на базе инструментария выбранного продукта;
  • Отсутствие необходимости масштабирования и изменения конфигурации сервиса в ближайшей перспективе.

B2B-система, целиком спроектированная и разработанная под ваши бизнес-процесы и учитывающая перспективы дальнейшего развития — наиболее гибкое и оптимальное решение, позволяющее полностью автоматизировать B2B-продажи. Однако, необходимо быть готовым к тому, что процесс разработки достаточно затратен как по срокам, так и по стоимости. Также этап проектирования сервиса потребует активного участия заказчика. Решением здесь может стать поэтапная реализация сервисов, позволяющая растянуть затраты по времени.

Важно подойти к выбору разработчика со всей ответственностью. Определяющими здесь факторами станут компетенция и опыт подрядчика. Наличие в штате ит-специалистов, способных решать задачи по построению ит-архитектуры, устойчивой к нагрузкам и угрозам, станут безусловным плюсом. Также преимуществом будет присутствие в команде разработчиков программистов, ответственных за конфигурирование учетной системы.

Среди основных недостатков авторских B2B-систем стоит отметить:

  • Высокие затраты на реализацию сервиса, его дальнейшую поддержку и развитие: любые изменения текущей конфигурации, расширение функционала, дополнительные интеграции внешних систем потребуют привлечения разработчиков;
  • Как и в случае с коробочным ПО, для размещения и функционирования B2B-системы потребуется полноценная ит-инфраструктура с вытекающими затратами на ее приобретение, содержание и развитие.

К плюсам собственных B2B-разработок относятся:

  • Возможность внедрения абсолютно любого функционала, реализации сложных и разветвленных бизнес-процессов. Ценообразование и номенклатура, маркетинг и продажи, обработка заказов и логистика, программы лояльности и интеграции внешних сервисов — вы целиком и полностью конфигурируете инструментарий под свои задачи;
  • Возможноть вести контроль затрат на проект в целом за счет поэтапного внедрения функциональной составляющей сервиса;
  • Доступность механизма введения метрик по процессам и постоянная оптимизация показателей прямой путь к полной автоматизации и снижении издержек;
  • Возможность напрямую влиять на параметры быстродействия и отказоустойчивости всей системы в целом;
  • ИТ-платформа сервиса под вашим контролем, а значит вопросами архитектуры, безопасности и резервирования данных можно управлять самостоятельно;
  • Мобильность — система в любой момент может быть восстановлена или перенесена на другую платформу без потерь и существенных простоев.

В каких случаях подойдет решение?

  • Необходимость провести автоматизацию процессов B2B-продаж с учетом специфики взаимоотношений с контрагентами;
  • Наличие потребности в реализации нестандартных бизнес-процессов;
  • Наличие внешних систем и сервисов требующих интеграции с B2B-сервисом;
  • Потребность в постоянном масштабировании и развитии сервиса;
  • Наличие четких требований по организации резервирования и защиты данных, а также к устойчивости системы в целом к внешним угрозам.
Вы в поисках пути реализации B2B-системы продаж? Активно рассматриваете типовые решения и понимаете, что их инструментарий и общая архитектура не решает ваши задачи в полном объеме? Мы точно знаем, как помочь Вам с решением!

Проектируем и разрабатываем комплексные B2B-решения с учетом специфики бизнеса, интегрируем необходимые сервисы и обмен с другими приложениями, конфигурируем производительную, безопасную и масштабируемую платформу с соблюдением требований законодательства по хранению персональных данных.

Демо-кейс

B2B-портал для дистрибьютора сетевого оборудования

Портал обеспечивает автоматизацию процессов оптовой торговли, включая документооборот, коммуникацию с клиентами, управление складскими остатками и резервами. Разработана собственная система ценообразования и шкала формирования скидок.

Бюджет проекта:
от850 000

  • 60 % — Рост оптовых продаж;
  • 47 % — Сокращение времени обработки заказа;
  • 72 % — Снижение нагрузки на менеджеров;
  • 29 % — Увеличение объема клиентской базы.

Слово Заказчику

Денисов Александр

Коммерческий директор ООО «Портал»

Денисов Александр

«Разработка B2B-портала — далеко не первый наш совместный проект с компанией «Стек». За годы сотрудничества «Стек» показал себя надежной и клиентоориентированной компанией с профессиональным отношением к проектам, особым вниманием к специфическим требованием заказчика, высокой скоростью работы и гибкой системой поэтапной оплаты. Поэтому задачу по реализации нового личного кабинета мы, не сомневаясь, отдали этой компании.

До начала проекта взаимодействие с партнерами осуществляли менеджеры с помощью электронной почты и телефонных звонков. Необходимо было выстроить целостную систему, которая позволила бы автоматизировать продажи в B2B секторе. Компания «Стек» провела для нас предварительный комплексный анализ, который показал общую картину по рынку B2B решений. Результаты этого исследования были адаптированы к нашим потребностям, в последствие началась разработка нового личного кабинета для клиентов.

В ходе работы «Стек» предложил провести тестирование нового функционала на ограниченном круге клиентов. Были учтены замечания и пожелания фокус-группы, на основе которых внесены коррективы. Таким образом, тестирование помогло улучить систему на этапе разработки и не потерять лояльность большого числа клиентов.

В результате мы получили мощную платформу, которая позволила нам сделать принципиальный шаг вперед. Новый B2B-портал полностью автоматизировал работу в партнерском секторе. Оптимизация процессов заказа и документооборота экономит время менеджеров, что позволяет существенно ускорить работу. Усовершенствованный личный кабинет удобен и понятен как для наших менеджеров, так и партнеров. Мы получили полноценную «витрину» для работы с клиентами с функциями трекинга, истории заказов, обратной связи и т.д.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и вместе с компанией «Стек» планируем развивать B2B-портал на основе комплексного исследования: расширить пользовательский функционал и максимально автоматизировать бизнес-процессы. Рекомендуем компанию «Стек» как добросовестного разработчика онлайн-решений для бизнеса!»

У вас своя, нестандартная ситуация, требующая экспертного решения или консультации? Не откладывайте вопрос! Свяжитесь с нашей группой экспертов по телефону, указанному на сайте по B2B решениям.
Иконка для обратной связи
У Вас похожая задача? Мы всегда готовы подсказать решение!
Задайте вопросы напрямую руководителю данного проекта (9.00–23.00):