Количество сайтов в российском сегменте Интернет к исходу 2014 года исчисляется сотнями миллионов. Добрая треть из этого числа, так или иначе, имеет отношение к коммерческой деятельности. По данным компании Яндекс процент присутствия бизнеса в Интернет для регионов «Москва» и «Петербург» стремится к абсолютному значению.
Казалось бы, с точки зрения потребителя товаров и услуг ситуация более чем выигрышная. Достаточно выйти в сеть и набить в поиске нужный запрос, чтобы получить желаемое. Однако, не все так радужно, как кажется на первый взгляд.
Как не парадоксально, но между покупателем и продавцом (поставщиком услуг) встает барьер в виде сайта, который изначально планировался как катализатор сотрудничества. Подавляющее большинство коммерческих ресурсов выполняют скорее паразитную роль, не только не неся сколь-нибудь заметной выгоды своим владельцам, но и напрямую вредя их репутации.
Проблема в том, что практически никто не задумывается о собственном сайте в контексте целей и задач его будущего посетителя. Ресурсы создаются по шаблонам — наборам типовых страниц, со скучными текстами, которые никто не читает. Значение имеют только эстетические представления заказчика о прекрасном — дизайн, вот где бой идет не на жизнь, а на смерть. Все грезят красивыми картинками, забывая, что дизайн — это функция, а не оформительское искусство.
Можно винить во всех бедах разработчиков, говоря об отсутствии профессионалов в отрасли. Можно пенять на заказчиков, обвиняя в навязывании заранее ошибочных решений и упорного неприятия специфики работы в сети. Тем не менее, есть еще как минимум две фундаментальных причины — с ростом конкуренции, меняются правила игры; с ростом пользовательского опыта — меняются принципы восприятия информации.
Сравнительно недавно поисковая система Яндекс начала борьбу за качество ресурсов, выходящих в топ. В силу вступил пресловутый пользовательский фактор — теперь каждое посещение вашего сайта, является своего рода оценкой, а это значит, что на первый план выходит качество представления информации. Сайт должен быть понятен, удобен и интересен. Только в этом случае у вас есть шанс попасть в топ и превратить посещение в обращение — та самая, всеми желанная конверсия.
Как же быть? Как построить процесс разработки будущего сайта, чтобы гарантированно получить рабочий инструмент. Секрет успеха в правильном взаимодействии заказчика с разработчиком.
Перед стартом работ заказчик должен четко понимать, каких предметных результатов он хочет добиться, публикуя сайт в Сети. Чем конкретнее будут эти задачи, тем выше шанс, что на выходе проекта получится инструмент, способный их решить. Данные требования необходимо сразу обозначить разработчику и убедиться, что он способен предложить решения.
Необходимо сразу придти к соглашению, какие конкретно цифры, факты или процессы будут свидетельствовать о достижении необходимых результатов. Разработчик должен быть в силах предложить систему анализа статистических данных о последующих посещениях сайта. Заказчик со своей стороны должен быть готов к сбору статистики о входящих обращениях с сайта, сделках и т. д. и т. п. Сопоставляя данные, участники проекта смогут оценить, насколько эффективно они действуют.
Один из ключевых этапов проекта, на котором необходимо определить портреты потенциальных посетителей, выявить возможные сценарии посещений, факторы, влияющие на принятие положительных решений, особенности бизнес-процессов. Разработчику необходимо вникнуть в суть бизнеса своего клиента, осознать его сильные и слабые стороны, выявить нюансы, которые должны быть акцентированы. Помимо проектировщика ресурса, со стороны разработчика необходимо участие в процессе интернет-маркетолога.
Разработка сайта — это всего лишь часть большого пути. Следующим шагом необходимо привлечь на сайт заинтересованную аудиторию. От качества спланированной стратегии во многом будет зависеть успех проекта. Заказчик должен четко понимать — какие каналы будут задействованы, как будет оцениваться их эффективность и как, при необходимости, будет производиться корректировка. Разработчик также должен предложить функциональные инструменты сайта, которые будут призваны поддержать тот или иной канал.
Будьте готовы к конкурентной активности. Сайт, как живой организм должен постоянно развиваться — только в этом случае ваши усилия будут замечены и оценены. Необходимо своевременно реагировать на меняющиеся условия игры. Заказчик и разработчик должны понимать, как будет развиваться ресурс, какие действия будут предприниматься в случае успеха или неудачи по тому или иному направлению.
Приведенные тезисы, как правило, обсуждаются в ходе установочной беседы и в зависимости от активности сторон, участники получают представление друг о друге — насколько компетентен разработчик и как настроен на работу заказчик. При последующей работе над техническим заданием и прототипом будущего сайта каждый пункт раскроется более подробно и будет визуализирован.
Мы глубоко убеждены, что только четкое понимание целей и вдумчивое планирование средств их достижения приносит результат. Универсальных рецептов нет.