Казалось бы, сейчас уже не найдешь взрослого человека, руководителя или любого сотрудника, который бы не понимал важности резервного копирования (backup, бэкап). Даже вне работы человек окружает себя гигабайтами личной и прочей информации, которую потерять ему будет очень обидно, а иногда и критично для дальнейшей нормальной жизни. Потеря информации, необходимой для работы компании, часто ведет к потере бизнеса или, как минимум, к большим убыткам.
Поэтому то, что данные нужно резервировать – знают все. Но вот о том, что данные нужно резервировать правильно и о том, что такое – «правильный бэкап», знают далеко не все. И по-прежнему совершают серьезные ошибки или, наоборот, не выполняют того, что делать необходимо.
В процессе экспресс-аудита, проводимого в рамках принятия на абонентское обслуживание, мы выявляем немало примеров неправильного подхода к резервированию данных. Самым первым мероприятием при начале обслуживания нового клиента в нашей компании является именно внедрение правильной системы резервного копирования.
Регламент резервного копирования обязателен!
Именно регламент резервного копирования данных делает процесс системным и управляемым, максимально исключая возможность печальных неожиданностей. В нашей компании с самого начала (уже более 10 лет) подход к резервированию баз данных клиента всегда определялся регламентом резервного копирования. Именно в регламенте определяются следующие вопросы:
- Что копируем?
Иногда этот вопрос оказывается не таким простым. Казалось бы, в идеале, вся информация должна быть зарезервирована. Но если подойти к этому вопросу внимательнее, то всё будет не так просто. Большая часть данных (образы ОС – отдельных рабочих мест, инсталлированное ПО) вовсе не требует резервирования каждого экземпляра. Это ведет напрямую к вопросу создания стандартного образа «рабочего места». А многочисленные «логи» или временные файлы?
Нужен специалист, который разберется с тем, что из этого подлежит резервированию.
Что касается непосредственно данных, файлов, баз бизнес-приложений — здесь также нужно обладать профессиональными знаниями для определения оптимальной процедуры копирования каждого типа набора данных. Базы 1С и содержимое пользовательских ящиков электронной почты резервируются по разным алгоритмам.
- Куда копируем?
Куда сохраняется бэкап — очень сложный вопрос, на самом деле. И довольно часто, на него отвечают очень просто — на «флэшку». И копируют туда базы 1С продвинутые работники бухгалтерии.
Не в укор этим работникам, а скорее, чтобы обратили внимание руководители, ответственные за работу компании, — очень плохой ответ «резервируем на флэшку».
Он конечно лучше, чем «вообще не копируем, так как у нас RAID или копируем на другой диск этого же сервера», но все-таки неправильный.
Очень много причин — почему плохо:
- Ненадежный носитель;
- Ненадежное место хранения носителя (часто теряется);
- Отсутствие системы (копирование выполняется, если работник не забудет);
- Целостность копии никогда практически не проверяется.
Мы предлагаем несколько решений, «куда» выполнять резервные копии. Это или NAS c RAID-ом. Или, в последнее время, резервирование в «частное облако» на базе отказоустойчивого и высокопроизводительного кластера, полностью находящегося в управлении специалистов нашей компании.
- Как копируем?
Вопрос «Как делать бэкап» разделяется на две части. Каким ПО и по какому алгоритму (полный, разностный, инкрементальный). Определяется в регламенте и ответы зависят от опыта компании-аутсорсера. Ответы на эти вопросы очень важны для клиента, так как именно они очень сильно влияют на совокупность таких характеристик, как стоимость резервного копирования, надежность и (очень важно) скорость восстановления утраченных данных или возврата к актуальному состоянию на определенную дату.
- Как проверяем правильность копирования?
Как правильно сделать бэкап? Есть известная поговорка в ИТ-среде:
Сисадмины делятся на тех, кто ещё не делает резервное копирование баз данных и тех, кто уже делает его... часто «уже делает, но на новом рабочем месте».
Но и эта формулировка устарела. Правильные сисадмины — те, кто не только делает резервное копирование, но и проверяет правильность выполнения бэкапа. Инженерам и клиентам нашей компании это обеспечивает эффективная система мониторинга, интегрированная со службой ServiceDesk, с продублированной системой оповещения.
- Как восстанавливаем данные?
Тоже, на первый взгляд, не «бином Ньютона». Однако отсутствие системы, явно описанных процедур, с ответственными и утверждающими заявку, предоставления данных, исполнителей может привести к тому, что весь процесс резервирования окажется бессмысленным.
- Кто персонально отвечает?
Регламент резервного копирования данных остается всего лишь одним из документов, справочной литературой, если не предусмотрена ответственность за его выполнение или неисполнение. Далеко не каждый коллектив ИТ-специалистов может похвастаться тем, что вопрос с ответственностью является полностью решенным.
Проще вопрос обстоит с админом в одном лице. Проще для этого лица, но совсем не для клиента, который чаще всего в случае невыполнения будет довольствоваться «извините, так вышло».
В нашей компании этот вопрос тесно связан с кадровой политикой, системой мотивации сотрудников. Каждый элемент этой системы неоднократно был оптимизирован в процессе многолетней работы на рынке айти-аутсорсинга. За каждой операцией бизнес-процесса «резервное копирование» стоит конкретный сотрудник, в том числе служба качества, контролирующая выполнение каждого этапа.