Учетные системы на базе 1С разрабатываются для большого количества компаний, поэтому их функционал рассчитан на множество различных направлений деятельности. В то же время у многих компаний есть свои специфические требования, которые часто не отражены в типовых конфигурациях 1С. Чтобы адаптировать типовое решение для задач конкретного бизнеса, понадобится доработка 1С. Основная цель доработки 1С — это экономия времени сотрудников, занимающихся учетом.
Виды доработок в 1С
Конфигурации 1С делятся на системы регламентированного учета (налогового, кадрового), а также на системы управленческого, складского или другого внутреннего учета. Второй блок учета, как правило, чаще всего подвергаются доработкам.
Наиболее часто в 1С необходимо доработать:
- 1. Обмен данными с другими системами;
- 2. Расширение аналитики системы;
- 3. Отражение специфики отрасли;
- 4. Рутинные операции;
- 5. Сложные расчеты.
Разберем более детально те аспекты 1С, которые наиболее часто подвергаются доработке.
Рутинные операции
Достаточно регулярно мы сталкиваемся с потребностью заказчиков провести небольшие доработки, которые значительно упростят работу компании. В качестве примера доработки 1С Бухгалтерия можно привести вариант расчета внутренних премий или сводной ведомости по затратам.
Не только бухгалтерский учет, но и отражение в 1С работы курьерской службы зачастую нуждается в доработках типового функционала. Например, компании необходимо хранить в системе информацию о передаче и возврате первичных документов, наличии скан-копий и т.д.
Также достаточно часто в сложившихся бизнес-процессах компаний участвуют внутренние формы документов или отчетов, которые желательно формировать напрямую из 1С, для исключения повторного ввода информации в Word или Excel.
Сложные расчеты
В качестве примера можно привести большой интернет-магазин, у которого есть своя идеология бонусных накоплений для клиентов, процента скидки, штрафов за недоставку и т.д. Сложный расчет, который происходит на стороне 1С, и должен быть передан в личный кабинет покупателя на сайте интернет-магазине. Т.к. такого рода расчетов нет в типовом функционале ни учетной системы 1С, ни в обмене с интернет-магазином, то они тоже входят в перечень задач для разработки.
Приведем примеры блоков, отражающие специфику учета:
- Блок расчета партнерской программы, где рассчитаны поощрения партнерам за привлечения клиентов;
- Расширение возможностей учета в 1С комиссионной торговли. Блок учета для интеграции с каким-либо сторонним сервисом: продажи, возвраты, товарная комиссия и т.п. Всё то, что не рассчитывается (или рассчитывается без учета специфики) в базовом функционале 1С, но необходимо для оперативного контроля взаиморасчетов.
Расширенная аналитика
Сюда относится всё, что касается доработки отчетности. Несмотря на то, что все типовые конфигурации 1С снабжены достаточно объемным функционалом по ведению отчетности, порядка 60% предприятий необходим один или несколько дополнительных отчетов, отражающих специфику их деятельности.
Если для контроля или анализа динамики недостаточно типовых отчетов, то на основе согласованных примеров и расчетных формул, которые приводит заказчик, специалистами по 1С формируется расширенный блок аналитики.
В качестве примера, можно привести внутренний отчет по возвратам, который более расширено показывает условия возврата или ремонта проданных товаров. Или отчет по истории взаимоотношений с клиентами, а также по премированию сотрудников в зависимости от условий выполнения их KPI.
Еще один пример доработки 1С для расширения аналитики системы — это переделка типовой логики резервирования товаров на складах под логику резервирования, необходимую заказчику. В 1С заложена определенная логика того, как товар ставится на резерв и как закрепляется под тем или иным заказом покупателя. Иногда эта логика не совсем устраивает заказчика. В таких ситуациях на основе бизнес-процессов согласовывается и существенно дорабатывается функционал резервирования.
Обмен данными с другими системами
Практически под все возможные варианты обмена данными с различными системами (интернет-магазинами, разными базами 1С, популярными CRM-системами, торговым оборудованием и т.д.) у 1С существуют типовые модули обмена. Но на практике, основные требования для корректной работы этих модулей: установка всех свежих обновлений для участвующих в обмене систем, а также то, что эти системы не были модифицированы. Зачастую, эти требования уже нарушены, поэтому возникает необходимость в доработке модулей обмена данными.
Что делать, если необходимо доработать 1С?
При возникновении потребности что-либо доработать в 1С необходимо составить хотя бы краткое техническое задание для специалистов 1С. Только после описания целей работы и четкой задачи, ее можно смоделировать на типовом функционале 1С. На основе чего можно произвести оценку временных затрат программистов 1С. Благодаря такой оценке на доработку 1С руководству компании будет легче принять решение о необходимости модернизации системы из соотношения: цена работ и результат.
За счет многолетнего опыта мы сталкивались со многим пулом доработок на разных конфигурациях, в том числе доработки 1С 8.3 и доработки 1С 8.2 и даже доработки 1С 77. Мы проанализируем поставленную задачу, чтобы вы смогли принять решение о необходимости внесения изменений или отказаться от этого проекта в пользу типового функционала или ведения части учета в других программах, например Excel.